Проповедь "Аулия - зеркало души".
Хвала Аллаһу, Господу миров. Всю хвалу воздаем мы только Ему и славим только Его. Поистине, Аллаһ сотворил этот мир из ничего, и только Он достоин г`ибадата и упования. Все мы нуждаемся в Его помощи и прощении и обращаемся к Нему во всех делах. Мы ищем защиты Аллаһа от собственного зла и от зла других, а также от дурных последствий наших дел. И никто не сведет с пути того, кого Аллаһ наставляет на Путь истинный. И никто не наставит того на Путь истинный, кого Аллаһ сведет с него. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Единого Бога - Аллаһа, не имеющего сотоварищей и подобного Ему, и я свидетельствую, что Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) – Его раб и Посланник, являющийся прямым потомком Пророка Ибрахима (Авраама) (г`алейһи-с-салям) через его первенца Исмаг`иля (Измаила) (г`алейһи-с-салям).
Поистине, религия Ислам – это прекрасный Путь, данный Аллаhом, и Его Посланник является самым прекрасным проводником на этом Пути. Аулия же, по воле Аллаhа, являются продолжателями и хранителями этой религии и наследниками Пророка Мухаммада (солляллоһу г`алейһи ва саллям).
Однако красоту этой религии, которая отражается в наследниках Пророка, не каждому дано увидеть. Ибо внешне они – как мы, а их внутренний мир сокрыт от всех, кроме Аллаhа. Чтобы увидеть эту красоту и мудрость, которая отражается в них, человек должен иметь хорошее намерение и ахляк (нравственность). Их узнает только тот, чьи сердца искренни. Тому же, у кого плохие намерения, и в сердце отсутствует искренность, не дано будет увидеть этих праведников. Если даже он их увидит, они покажутся ему мерзкими. Ведь глаза являются окном для сердца. Язык же является переводчиком души. Все, что есть в сердце, отражается через глаза. И все, что скрывает душа, выводит наружу язык.
Самым великим откровением и милостью Аллаhа для этой вселенной является наш господин Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям). Когда му`мины смотрели на него, их иман становился еще сильнее, сердца же наполнялись любовью к Пророку (солляллоһу г`алейһи ва саллям), а их ахляк менялся в лучшую сторону посредством адаба.
Мунафики же и язычники из-за того, что их сердца были черствы и закрыты, не смогли получить даже частицу нура (света), исходящего от Посланника Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям). Они смотрели на него глазами, но не сердцем. Поэтому они не могли видеть его духовную красоту и ту Великую Истину, к которой он призывал.
Дженаб-уль-Хак Таг`аля так извещает об их уделе:
وَ اِنْ تَدْعُوهُمْ اِلَى الْهُدَى لاَ يَسْمَعُوا. وَتَرَيهُمْ يَنْظُرُونَ اِلَيْكَ وَ هُمْ لاَ يُبْصِرُونَ
(смысл) «Если ты зовешь их к Истинному Пути, они не слышат тебя! Ты видишь их перед собой, будто они смотрят на тебя, но на самом деле они ничего не видят» (Аль Аг`рооф, 7/198).
Точно так же и в наше время есть люди, у которых сердца черствы и закрыты. И нет в них искренности. Несмотря на то, что Господь каждый день показывает людям свои знамения, не каждому дано их увидеть.
Сегодня одним из знамений Аллаhа также являются аулия. Они -носители частицы нура, принесенного на эту землю Пророком Мухаммадом (солляллоһу г`алейһи ва саллям), чтобы осветить этот мир, погрязший в грехах и в язычестве.
Аулия способны увидеть только те люди, сердца которых не охвачены духовными болезнями. Для них достаточно одного лишь присутствия аулия, чтобы их сердца открылись для Истины и благочестия.
Известнейший аулия Джалалюддин Ар-Руми в своей книге Маснави пишет следующее:
«Поступок каждого связан с его внутренним состоянием. И каждый видит все согласно своей природе и пониманию. Голубое стекло показывает солнце голубым, красное покажет красным, однако если стекло очистится от всех цветов и станет чистым, только тогда оно покажет правду, и всякая вещь будет отражаться подлинно». Примером своих выводов он приводит следующий хадис:
«Однажды когда посланник Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям) повстречал Абу Джахля, тот сказал: «Смотрите на этого человека из Хашимитов, какой же он уродливый!». Когда Пророк (солляллоһу г`алейһи ва саллям) услышал его, то, улыбнувшись, сказал: «Ты перешел границы, однако ты говоришь правду». Потом подошел Абу Бакр Ас-Сыддык (род`иаллоһу г`анһ) и, смотря на Посланника Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям) и восхваляя его, сказал: «Насколько же ты прекрасен, насколько же у тебя лицо светлое». На что Пророк (солляллоһу г`алейһи ва саллям), улыбаясь, ответил: «О, чистая душа, ты тоже сказал правду!» Присутствующие там асхабы спросили: «О, Посланник Аллаhа! И тому, кто назвал тебя уродливым, и тому, кто назвал тебя прекрасным, ты ответил, что они говорят правду. В чем здесь мудрость?» Посланник Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям) ответил: «Я наподобие отполированного зеркала, и каждый во мне увидит себя. Сейчас это и произошло».
Однажды когда султан Газнавитов Махмуд посетил шейха Абу-ль Хасан Аль Харкани (коддасАллаhу сирруh), он спросил его мнения насчет Баязида аль-Бастами. Аль Харкани ответил: «Он такой человек, что тот, кто его увидит, приобретет Истину и счастье». Султан Махмуд спросил: «Как же это так? Абу Джахль, несмотря на то, что увидел посланника Аллаhа, не смог спастись от заблуждения». На что Аль Харкани ответил: «Он смотрел на него не как на Посланника Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям), а как на сироту Абу Толиба (то есть, Абу Джахль смотрел на Мухаммада (солляллоһу г`алейһи ва саллям) свысока, считая его ниже себя по достоинству, - прим. автора). Если бы он увидел в нем Посланника Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям), то приобрел бы счастье».
Мухуддин бин Г`араби (коддасАллаhу сирруh) говорил про человека, достигшего совершенства, следующее: «Совершенный человек сотворен отражать Сыйфаты Аллаhа Таг`аля. На это указывает хадис «Аллаh сотворил Адама наподобие Себя». Этот хадис передали такие мухаддисы, как имам Бухари, Муслим, Ахмад и Табарани.
Садруддин Конави (коддасАллаhу сирруh), говоря про аулия, писал: «Каждая частица этого мира указывает на одно из Имен и Сыйфатов Аллаhа. Однако Аллаh Таг`аля создал совершенного человека как знамение. В целом человек является отражением всего…».
Также у Пророка (солляллоһу г`алейһи ва саллям) есть изречение: «Среди людей есть такие, которые являются ключом к поминанию Аллаһа. Когда на них посмотрят – они напоминают об Аллаһе» (известный хадис). Этот хадис ясно указывает на то, что одно лишь присутствие этих людей заставляет нас вспоминать Аллаһа и пробуждает в наших сердцах любовь к религии Аллаһа. Шах Накшибанди (коддасАллаhу сирруh), разъясняя это хадис, сказал про аулия так: «… Когда в меджлисе говорит вэли (ед. число), его присутствие там оставляет в тени все остальное. Таким образом, он заставляет забывать все, кроме Аллаһа…».
Имам Шаг`рани, ссылаясь на своего наставника, сказал следующее: «О, человек, идущий на пути Господа! Знай: в каком облике и форме ты видишь своего наставника, такой ты и есть. И когда ты смотришь на своего наставника, если ты в нем видишь качества мунафика – ты и есть мунафик. Если ты в нем видишь искренность – ты и есть искренний человек. Потому что когда ты смотришь на зеркало, ты видишь не зеркало, а свое отражение в нем».
Таким образом, мы всегда должны помнить слова Пророка, где он сказал: «Если кто-то скажет, что на земле не осталось ни одного хорошего человека, он и есть наихудший человек» (известный хадис). Ибо каждый человек видит вокруг себя все так, каково его сердце. И особенно если он увидит вэли у которого чистая душа, в нем он, как в зеркале, увидит свои недостатки.
Дай нам Аллаh в этом бренном мире наставников, друзей и соседей из числа аулия, посредством которых Ты освещаешь сердца людей, подобно тому, как Ты посредством Своего Посланника освещал сердца асхабов.
Аминь. Йа Роббуль г`алямин.